February 2009

Экспозамер Canon 5D Mark II: дневной свет, magenta-фильтр

Как мы видели в статье про экспонометрию 5D Mark II при дневном свете, чувствительность цветовых каналов рассматриваемой цифровой камеры сильно отличается: разница в "экспонированности" зеленого и красного каналов составляет при дневном свете более одного "стопа", что в свою очередь приводит к заметному повышению относительного уровня шума в красном канале.

По всей видимости, производители ЦФК разбалансируют чувствительности вполне намеренно: при дневном свете освещения обычно достаточно, съемка ведется на невысоких чувствительностях и повышенный шум в красном канале незаметен. При искусственном же свете, которого обычно не хватает, эффективная чувствительность красного и зеленого почти выравниваются (т.к. спектральный состав освещения "более красный"), что при правильном экспонировании дает минимально-возможный уровень шумов в этих каналах.

Для некоторого выравнивания чувствительностей каналов в случае съемки при дневном свете можно использовать фильтр, поглощающий зеленый свет (т.е. цвета magenta, маркировка фильтра CCxxM). Конечно, такой фильтр имеет смысл только при достаточном освещении, когда использование фильтра не влечет увеличения используемой чувствительности. Для камер предыдущих поколений применение такого фильтра было весьма полезным.

Вовсе неочевидно, как именно повлияет использование данного фильтра на экспозамер камеры, следовательно перед его использованием необходимо произвести простой эксперимент по калибровке экспонометра, аналогичный описанным в предыдущих статьях про экспонометрию при дневном и искусственном свете.

Canon 5D Mark II: экспонометрия и запас в светах при свете ламп накаливания

В предыдущей статье на эту тему мы изучали, какой реальной экспозиции (в терминах RAW) соответствует замер экспонометром по "среднесерому". В том же тексте было высказано предположение, что при более теплом свете картина заметным образом изменится, пришло время это проверить.

Как и предыдущий текст, данная статья предназначена для RAW-фотографов, если вы снимаете в JPEG, то ваша камера уже подумала за вас и исправить что-либо сложно.

Административное

Сайт переведен на другую систему уведомлений о комментариях.
Пользователи ничего заметить не должны, но если вам кажется что что-то не так, пишите в комментариях тут, либо в обратную связь, либо лично.

Зарегистрированные пользователи могут отрегулировать стандартный режим подписки в своих настройках.

Уровень серого и "запас в светах" у цифровой камеры Canon 5D Mark II

Имеющиеся на сегодня способы определения чувствительности цифровых камер рассматривают не исходные RAW-данные, снятые с сенсора, а результат обработки RAW в конверторе (внешнем или внутрикамерном).

Этот подход, при всей его простоте, не позволяет избавиться от тех преобразований, которые производятся на этапе обработки RAW-данных. В частности, конвертор может производить различные преобразования над данными: вводить скрытую от пользователя экспозиционную поправку, менять тоновую кривую и так далее. В результате, чувствительность камеры получается достаточно произвольной величиной. Достаточно подробно этот вопрос освещен в Википедии , в разделе пересказывающем ISO 12232.

Такой подход позволяет производителям камер всякие неожиданные выкрутасы с чувствительностью, скажем камеры разных производителей при формально одинаковой чувствительности будут вести себя принципиально по-разному в смысле фотографической широты, а следовательно при смене камер придется переучиваться.

В то же время, очень простая серия экспериментов, не требующая никакого специального оборудования (кроме и так имеющихся у фотографа камеры и объектива) позволяет достаточно точно понять, как именно экспонирует ваша камера, а именно:

  • какой уровень сигнала (в терминах RAW-данных) получается при экспонировании "по экспонометру";
  • какой при этом остается "запас в светах" т.е. количество ступеней экспозиции от среднесерого уровня до уровня насыщения сенсора.

LibRaw 0.7-BETA2

Выпущена новая версия LibRaw: 0.7.0-BETA2.

Исправлена ошибка: вычисление уровня черного не производилось для камер Canon если было отключено вычитание уровня черного.

Пример 4channels теперь печатает уровень черного (масштабированный если используется автомасштабирование), а имена порождаемых файлов теперь содержат название цветового канала.

Скачать эту версию можно, как и всегда, на странице "скачать".

LibRaw 0.7-BETA1

Выпущена новая версия LibRaw: 0.7.0-BETA1.

Добавлен новый пример 4channels, который сохраняет RAW-файл в виде четырех отдельных TIFF-файлов, по одному на каждый цветовой канал. Более подробно этот пример (включая опции командной строки) описан в документации.

Собственно библиотечная часть LibRaw в этой версии никак не изменилась, никаких новых проблем в ней не найдено, хотя тестирование идет вовсю (эта версия включена в девелоперский вариант KDE4).

LibRaw 0.7.0 Alpha-6

Выпущена новая версия LibRaw: 0.7.0-Alpha6.

В этой версии исправлена ошибка с обработкой метаданных из внешнего JPEG-файла, теперь все работает даже если такой файл нужен, а его нет. Кроме того, импортирована свежая dcraw 8.91, что добавило поддержку Hasselblad V96C

Скачать эту версию можно, как и всегда, на странице "скачать". Это - альфа-версия, которая тестировалась на очень небольшом подмножестве файлов, но мне требуется помощь добровольцев (в тестировании), чтобы она стала бетой.