О калибровке мониторов в современных условиях

О колориметрической настройке (калибровке и профилировании) мониторов написано огромное количество текстов, создано большое количество настроечных программ и тестовых изображений. Кроме того, удешевление аппаратных средств калибровки свело процесс к подключению прибора и нажатию нескольких кнопок, создается впечатление, что никаких проблем уже не существует.

В то же время, хочется обсудить ряд нововведений последних лет, таких как:

  • "аппаратная калибровка" LCD-мониторов;
  • мониторы с расширенным цветовым охватом;
  • тоновая кривая L*;
  • работа с несколькими мониторами;
Текстов, описывающих эти нововведения не так много, а свежеполученный опыт показывает, что до полной идиллии еще достаточно далеко, особенно на многомониторных системах.

Среди всех виденных автором текстов о калибровке и профилировании мониторов, наиболее полным, теоретически корректным и практически интересным является 152-страничная книга Шадрина и Френкеля "Колориметрическая настройка монитора. Теория и практика", изданная в 2005-м году. Пользуясь случаем, рекомендую ее всем, кого интересует весь процесс в деталях, от теоретических основ до экранной цветопробы. Данная статья никоим образом не может заменить вышеуказанный основополагающий труд, задача автора - только прояснить некоторые моменты.

Немного теории

Если быть максимально кратким, то процесс калибровки (профилирования) монитора (да и любого другого устройства) включает в себя две фазы:

Калибровка (линеаризация)
Приведение системы вывода в удобное для использование состояние. Для случая монитора устанавливаются такие параметры:
  • максимальная яркость (белой точки);
  • цветовая температура белой точки;
  • точка черного;
  • настраиваются тоновые кривые (т.е. зависимость яркости точки изображения от подаваемого сигнала).
Наиболее существенными являются параметры белой точки (яркость и цветовая температура) т.к. в случае монитора (или проектора) белое на мониторе - это наиболее яркий видимый объект и по нему будет производиться адаптация зрения.
Профилирование
На этом шаге происходит описание результатов первого шага в терминах ICC-профиля. Помимо установленных на первом этапе параметров, в профиль записываются цветовые координаты чистых цветов (primaries), выдаваемых монитором. Полученный "профиль" (display profile) описывает выводное устройство (то его состояние, которое получено на этапе линеаризации) и используется программами вывода (на экран) для "правильного" вывода изображений.

А всегда ли нужна калибровка и профилирование?

Смысл калибровки и профилирования заключается в получении предсказуемого вывода (на экран, бумагу и т.д.) на всех этапах обработки изображения. К сожалению, реальная предсказуемость (заключающаяся, например, в визуальном совпадении экранной цветопробы и отпечатка) достижима только в полностью контролируемом окружении (подробнее см. в ISO3664:2000), что в реальной жизни достижимо крайне редко. Как правило, конечный зритель видит изображение в совершенно антисанитарных (с точки зрения специалиста по цвету) условиях: на некалиброваном мониторе, при абсолютно неподходящем освещении и так далее.

Другая крайность - это когда зритель у ваших работ один, это вы сами, и смотрите всегда на одном и том же мониторе в одинаковых условиях. Казалось бы, зачем нужна настройка, если условия всегда одинаковы?

Однако даже в вышеописанных двух крайних случаях профилирование не только не вредно, но и полезно. Описание возможностей монитора (для воспроизводящих программ) позволяет непротиворечиво редактировать изображение "по внешнему виду" и "по цифрам" (в частности, нейтральный тон будет нейтральным с обеих точек зрения). Ситуация с калибровкой чуть более сложная: формально она не является необходимой (какой есть монитор, такой и есть):

  • Если нам не нужно согласование отпечатка и экрана, то точку белого можно ставить любую.
  • Тоновую кривую, конечно, лучше иметь разумную, чтобы и света и тени были бы разумно представлены в диапазоне, но для большинства хороших современных мониторов это пожелание и так соблюдается.
Необходимость в калибровке точки белого возникает, когда мы хотим сопоставлять экранную и твердую копии.

Перейдем теперь к заявленным темам.

"Аппаратная калибровка" LCD-мониторов

Суть проблемы

Наиболее распространенным на сегодня интерфейсом между видеокартой и монитором является интерфейс DVI. Данные по нему передаются в цифровом виде, каждый из цветовых компонентов - 8-битный. Входные данные видеокарты - тоже 8-битные. Если мы захотим скорректировать передаточную характеристику системы видеокарта-монитор и внесем изменения в LUT видеокарты, это приведет к потере в количестве отображаемых градаций. Для гипотетического случая линейного монитора и желания получить gamma=2.5 у всей системы, мы вместо 256 возможных уровней получим только 173 (считал калькулятором Bruce Lindbloom).

Но при имеющемся контрасте LCD-мониторов, который легко достигает 1:400 (при яркости 160 cd/m2 и калибровке) 173 уровней откровенно мало. 256 тоже мало, конечно, но уже лучше.

Решение

Решение, реализованное во многих профессиональных мониторах выглядит следующим образом:

  • входной сигнал у нас 8-битный, это ограничение DVI и повысить битность нельзя;
  • поэтому давайте мы переместим LUT-таблицы в монитор и сделаем у них битность побольше (сейчас обычно 10-12 бит)
  • а калибровочный софт научим писать в эти таблицы (увы, но далеко не все калибровочные решения научились это делать).
Результат получается отличный: на хорошем мониторе действительно можно различить 250-256 градаций яркости, а больше во входном сигнале и нету.

Помимо повышения качества, данный подход позволяет избежать ряда проблем при калибровке многомониторных системы, но об этом мы поговорим ниже.

Расширенный цветовой охват

Мониторы с "расширенным цветовым охватом" - это горячая маркетинговая тема последних лет. Сначала появились мониторы с OLED-подсветкой (очень дорогие), затем их сменили мониторы с подсветкой обычными лампами (цена стала приемлемой). На картинке слева вы видите график цветового охвата для двух мониторов (обычного и с расширенным охватом), двух систем печати и sRGB. Цвета линий:

  • белый - NEC2180Ux (LCD-монитор с обычым охватом);
  • черный - NEC3090WQXi (LCD-монитор, расширенный охват);
  • красный - sRGB
  • зеленый - оффсетная печать Euro CMYK
  • синий - принтерная печать (Epson 3800 на бумаге Epson Premium Glossy).
Как мы видим, офсетная печать и sRGB "не влезают" в охват обычного монитора, но влезает в расширенный охват. С принтерной печатью несколько хуже, часть цветов в синей области воспроизводятся на принтере, но не могут быть воспроизведены на мониторе.

Другими словами, если нам нужен softproof для офсета, то монитор с расширенным охватом сильно улучшит ситуацию: мы гарантированно воспроизведем все возможные на печати цвета. С принтером несколько хуже: полное воспроизведение всех печатаемых цветов даже на мониторе с расширенным охватом невозможно, но для части цветов ситуация кардинально улучшается.

Конечно, расширенный цветовой охват имеет смысл только если у вас есть изображения, цвета которых попадают в расширенный охват, но не попадают в стандартный. Если же, например, вы имеете дело только с изображениями в пространстве sRGB, то никаких дополнительных бенефитов расширенный охват не даст. Кроме того, расширенный цветовой охват имеет и недостатки. Следует упомянуть такие соображения:

  1. Воспроизведение изображений программами без поддержки ICC-профилей становится практически невозможным: насыщенные цвета становятся сверхнасыщенными. В первую очередь это касается WWW-браузеров на платформе Windows: на сегодняшний день поддержка цветовых профилей есть у Firefox 3 и Safari for Windows. Ни Internet Explorer, ни Opera поддержки профилей не имеют, отчего скачанные из интернета фотографии отображаются на дисплеях с расширенным охватом абсолютно неверно. Среди остального множества программ для работы с изображениями удается найти варианты с полноценной поддержкой профилей, в отличие от браузеров проблема тут слишком остро не стоит.
  2. Охват расширился, а разрядность изображений осталась прежней. В результате цветовые градации становятся более грубыми. Это теоретическое соображение, но не могу исключить, что найдутся изображения, на которых этот эффект будет заметен.

Тоновая кривая L*

Большинство цветовых пространств RGB используют тоновую кривую в виде степенной функции (показатель степени которой исторически называется "гамма"). Пространство sRGB использует чуть более сложную кривую с линейным участком в глубоких тенях и степенной функцией в остальном диапазоне яркостей. Стандартное значение показателя степени (gamma) равно 2.2 (это сложилось по историческим причинам), распространенные ранее пространства с gamma 1.8 постепенно перестают использоваться.

В то же время, степенная функция с gamma 2.2 не является "перцептуально (зрительно) линейной" (подробнее см. статью про линейные шкалы из которой взята картинка справа), для светов остается несколько больше места, чем для теней. При этом, никакими физическими ограничениями, вроде зависимости светимости люминофора от силы тока, производители мониторов не связаны, тоновую кривую можно выбрать любую.

Линейная (зрительно) тоновая кривая будет линейной по оси L (пространства Lab). В настоящее время ряд калибровочных программ предлагает установить такую тоновую кривую, называя ее L*. Как обычно, такая установка имеет достоинства и недостатки.
Достоинства:

  1. Больше места для градаций в тенях за счет избыточных градаций в светах (в сравнении с гамма-кривой с гамма 2.2).
  2. Если Lab используется как рабочее пространство, то при показе 8-битных файлов удастся сохранить больше градаций. То же самое верно, если в качестве рабочего пространства используется RGB-пространство с тоновой кривой L*

Недостатки являются продолжением достоинств: при показе 8-битного изображения со степенной тоновой кривой за счет округлений будет утеряна часть градаций (вместо 256 станет 236 для пересчета из gamma 2.2 в L*).

Другими словами, калибровку под L* имеет смысл использовать, если у вас рабочее пространство имеет такую тоновую кривую, либо большая часть работы идет в пространстве Lab.

Работа с двумя мониторами

К сожалению, полноценная линеаризация двух разных (с разным охватом) мониторов не представляется возможной: даже если по формальным показаниям колориметра/спектрофотометра белая точка будет практически одинаковой, реальный оттенок белого будет отличаться на глаз, ибо составлен белый будет из разных primaries.

Помимо этого, все протестированные автором ICC-aware программы (включая Adobe Photoshop) воспринимают единовременно только один профиль монитора и используют этот профиль при выводе на оба монитора системы. Получается, что правильно вывести изображение мы можем только на один монитор, а добиться визуального совпадения между двумя мониторами не получится (по меньшей мере на Windows, возможно что с Mac OS X проблем нет).

На этом фоне проблемы с загрузкой одинаковой LUT-таблицы в оба канала видеокарты (чем грешат многие загрузчики калибровки) уже не слишком существенны, хотя при использовании "не аппаратной" калибровки они тоже могут мешать.

Предлагаемое решение

Предлагаемое решение позволяет свести проблемы к минимуму.

  1. Мониторы следует поделить (в уме) на основной, куда будут выводиться изображения, и дополнительный (дополнительные), куда будут выводиться элементы управления. Цветопередача на основном мониторе нас волнует, а задача дополнительных - не портить цветопередачу (и цветовосприятие) на основном.
  2. На дополнительный монитор(ы) не следует выводить белых (и вообще ярких) полей, чтобы не сбивать адаптацию глаза. С той же целью, полезно уменьшить яркость дополнительного монитора в 1.5-2 раза относительно основного, что снизит вероятность такой паразитной адаптации.
  3. Все мониторы калибруются "аппаратно" (конечно, если они это поддерживают), таким образом мы избегаем проблем с загрузчиками LUT, в видеокарту ничего не грузится (а мониторные настройки сохраняются между перезагрузками и выключениями).
  4. Если аппаратная калибровка невозможна, то следует использовать правильный загрузчик LUT, который умеет грузить разные таблицы в разные каналы (Windows Color Control Panel или загрузчик от Monaco Profiler).
  5. В качестве цветового профиля в системе устанавливается профиль основного монитора.
Таким способом мы получаем правильный показ изображений на основном мониторе и разумный на дополнительном. Если цветовой охват дополнительного монитора заметно меньше, чем основного, то картинка на нем, конечно же, будет приблизительной: с правильными градациями и менее насыщенными цветами.

Comments

вопросы

интересно, где можно найти справочные данные о тм,какие модели мониторов поддерживают загрузку LUT, а какие нет. В частности, как с этим обстоит дело в мониторах Apple. Насколько приемлем загрузчик BasIColor на PC?
Правильно ли я понимаю, что реальной аппаратной возможности управлять цветовой температурой для LCD-мониторов в большинстве случаев нет?

Можно же с обратной стороны

Можно же с обратной стороны идти. Вот есть basiccolor, у него есть список поддерживаемых мониторов, там Apple, NEC и EIZO.
Про Apple написано:
* only Apple monitors supported with a brightness slider in the monitor preferences pane.
Еще есть lacie, у них свой софт (но ходят слухи, что это NEC-и).
Вот как то и все что я знаю.
Ну а собственно если мы говорим о цвете, то подразумеваем IPS, ну так и список мониторов тоже не очень большой.

Загрузчик basiccolor при хардварной калибровке очень приемлем - он не делает ничего:). Если подсунуть ему чужие профили с vcgt, то грузит в оба канала.

А про аппаратную ЦТ - как вы себе это представляете ? Есть лампы, есть светофильтры. А дальше можно только интенсивностью светофильтров управлять, вроде и все.
Собственно, на CRT оно же примерно так же - ну управляли допустим поканальным усилением сигнала, ну так смысл тот же (ну разве что аналог, округлений нет)

вопросы

Цитата про эппл очевидно означает, что единственное, что в нем можно крутить аппаратно снаружи - это яркость и есть. Как сей факт соотносится с загрузкой в LUT - не совсем понятно. Как IPS соотносится с загрузкой профилей в LUT? Я что-то сомневаюсь, что все мониторы на этой технологии работают подобным образом..

Вот именно поэтому и спрашиваю: интенсивность свечения пушек аппаратно регулировать вроде возможно, а вот как может меняться интенсивность светофильтров я не совсем улавливаю..

Цитата про эппл означает, на

Цитата про эппл означает, на мой взгляд, что в эти дисплеи можно грузить LUT-ы (и поэтому у них нет ручек, все остальное макось грузит туда сама).

А про IPS - я про другое. Мы же хотим с цветом работать, правильно? Значит нам нужен монитор с хорошей цветопередачей, без цветовых/тоновых сдвигов при рассматривании под (разумным/рабочим углом) углом и все такое....
Вопрос религиозный, углубляться в него не хочется, это все таки немножко не по теме статьи.

Юмор ситуации в том, что один

Юмор ситуации в том, что один моих эппл-синема- под РС ;)
Как бы это проверить, грузит ли в него чего софт или нет.. При запуске системы изменение гаммы в момент старта basicolor-loader'а заметно..
Насчет пригодности для работы с цветом и т.д. - я вроде об этом не спрашивал, это все обсуждалось давно, неоднократно и спорить тут не о чем. Вопросы были именно по теме статьи - я до ее прочтения склонен был полагать что собственные таблицы LUT поддерживали только старшие модели Барко.. Так что с моей стороны, вроде никаких отклонений в религиозную сферу не было ;)

Собственные LUT-ы есть много

Собственные LUT-ы есть много у кого (EIZO, NEC, Lacie, под вопросом Apple). Из них только дешевая (относительно :) EIZO на S-PVA, а остальные вроде все IPS

А про Apple очень легко выяснить
а) basiccolor предлагает hardware calibration
б) в basiccolor посмотреть на тоновую кривую профиля - если там прямая линия, то все загрузили в монитор

LUT в Apple Cinema

Увы. Опция хардварной калибровки для Синемы - неактивна :(

..хмм

Скачал, поставил - та же картина: хардверная калибровка недоступна. Толи ему для нее нужен более другой калибротор, чем Eye One Display 2, толи макось, толи я чего-то не понимаю..

обычный алюминиевый Apple

обычный алюминиевый Apple Cinema HD Display 23", как определить его внутреннюю принадлежность - затрудняюсь сказать. Судя по всему - не из первых выпусков, описаный в сети баг со ступенчатостью градиента - отсутствует.

Другой калибратор -

Другой калибратор - маловероятно. А вот проблема с Windows - возможна. Если Вы подробнее опишите, что происходит, версия Windows, нет ли иных пакетов калибровки/загрузки профилей, которые могут мешать - я свяжусь с разработчиками и попробую вопрос выяснить.

Cinema 23" HW calibration

Вин ХР 32бит проф. сп2 рус. Когда-то стоял собственный софт гретага, что шел с калибратором, но был удален, сейчас специально еще раз по реестру прошелся на предмет недочищенных хвостов - все ок. Собственно, все что касается софтверной калибровки и загрузки полученного профиля в LUT видеокарты - работает без проблем. Опции хардверной и комбинированной калибровки - неакктивны и все.

только сейчас дошло: а с

только сейчас дошло: а с какими дровами длжен работать EyeOne Display с BasicColor - с родными гретаговскими? Или с предлагаемым при установке последнего чего-то-там-нормаллихтом? Не в этом ли собака порылась?

можно вопрос из практики? а

можно вопрос из практики? а то у меня в голове каша образовалась и сам себе не верю?.
есть калиброванный spectra view II аппаратно nec 2690 в расширенном охвате (PRG), фотки в ИЕ показываются сочно, живо, с хорошим таким красным цветом, а когда смотришь ее же родимую в CS4, то бледненько и пастельно
на каком-то этапе познания колометрии мне в голову вбилось обратное, что мощные дорогие программы, поддерживающие ICC, должны показывать картинки более "богато", чем обделенные такой технологией бесплатные ламерские эксплореры.

разубедите меня :)

в принципе, шопу я верю больше, тем более, что связка с епсон 3800 работает на ура, но когда готовишь фотки под веб, приходится делать много лишних телодвижений - например, аппаратно переключать монитор в sRGB, потому что softproof в Lab не работает. или второй монитор дешевенький ТН подключать - аппаратным пруфом будет :) но здесь, как я понял из статьи, придется корячиться с его отдельной калибровкой на второй LUT

и что самое обидное, NEC 2690 в расширенном охвате в "обычной программе" настолько офигительно показывает фотки даже с дешевой мыльницы, что хочется повторить это в Шопе и на печати, но не получается :(

ммм... у меня нет поблизости

ммм... у меня нет поблизости знакомых с калиброванными мониторами, поэтому не могли бы сказать Ваши визуальные впечатления от разнице в просмотре фотографий через IE и через PS CS на калиброванном NEC?
Правильно ли я понял, что у Вас "правильно показанная" картинка в Фотошопе тоже отличается визуальной блеклостью изображения? Не могли бы Вы на пальцах объяснить природу этого явления? Почему при потере информации об ICC-профиле цвета при просмотре визуально воспринимаются насыщеннее? Если не трудно, пожалуйста... Мне тоже нравятся натуральные "нехимические" цвета, но хочется понять для себя (и потом с удовольствием рассказывать другим), почему "виндовая химия" вкусно выглядит, и почему она неполезна. Как еда из Макдональдса :) Можно ли подтвердить алгеброй эту дисгармонию?

Насыщенные цвета сильно

Насыщенные цвета сильно отличаются. У IE - неправильно.

Но я не понимаю, как это знание передать не имея какой-то реперной точки.

http://www.ljplus.ru/img4/0/k

http://www.ljplus.ru/img4/0/k/0kill/imgICE002correct2sRGBweb.jpg

например, красный платок на голове у дамы в центре. в ИЕ у меня уходит в малиновый, в ФШ ближе к алому. Натуральный цвет посмотреть не могу - слайд дома :)

пс: знаю про излишнюю общую синеву, но в вебе пока это.

Ну мы так примерами можем

Ну мы так примерами можем долго меняться. Мерять надо. Если спектрофотометр есть, то и надо померять какие-то известные цвета (хоть color checker)

Вот у меня в блоге есть 4 скриншота:http://blog.lexa.ru/2008/08/19/brauzeri_i_color_management.html
Нормальный цвет - оранжевый, как оно будет после двух усиления насыщенности (у вас в IE) - просто боюсь думать.

ссылка на блог показала, что

ссылка на блог показала, что мы говорим об одном том же. т.е. правильным небом является алое (оранжевое - верхнее), а не малиновое - нижнее. чтд. теперь я спокоен, у меня схожий анамнез :)

и про висту. никакого CMS в IE под Вистой не появилось. Наблюдаю картину из под x64

SVP419 на Nec2090SV - синит в тенях: что не так?

1) Спасибо хозяину сайта и всем активным участникам за инфу!

2) Не новый уже Nec 2090uxi, перевёл в режим SV, профилировал SVProfiler 4.1.9
D65 130cdm2 L* Kmin.native, v4.
Вот результат:
http://pic.ipicture.ru/uploads/090112/wV1W8zg2RN.jpg
Кривые калибровки линейные.

Только градиент серый в шопе - с синим отливом в тенях :( С софтовой калибровкой было всё идеально... Прибор - Eye One Pro.

Подскажите, куда копать?

Точка чёрного - высокая

Точка чёрного - высокая получилась, хорошо бы её вдвое снизить. Контраст 1:110 - мал, нужно получить устойчиво не менее 1:150. Я бы поставил целевую точку белого ниже, снизив яркость - для начала до 85 cd/m^2, и, если станет нормально, проверил бы 110 cd/m^2. Попробуйте использовать для калибровки последнюю версию basICColor, она точнее. И, конечно, нужно видеть сам профиль.

Чёрный почти всегда

Чёрный почти всегда нейтральным ставят. А 130 cd/m^2 - это очень много. Если при печати отпечатки будут тёмными, снижайте яркость точки белого. За охватом гнаться особо не стоит, он - не главное.

Ну, повёлся на предложенные

Ну, повёлся на предложенные SVP по дефолту 130cdm2, подумав, что, может быть, киношки поярче будут :) А то с фотошопом-то порядок, а просмотр фильмов обычно вызывает стойкое желание вкрутить яркость. Раньше было калибровано на 110 cdm2. Посмотрим, переделаю, если что - благо, SVP полностью автономно всё делает: пришёл, нацепил-запустил, и ужинать :) (про прогрев не забываю, конечно).

Никто не мешает иметь 2

Никто не мешает иметь 2 калибровки и два профиля, под кино со 150 и работу в Photoshop'е ;)

а как переключать между двумя

а как переключать между двумя аппаратными калибровками? "препресс" и "фильмы".
И что поставить лучше для калибровки S-IPS под просмотр фильмов? Там какой-то видео пресет был у SVP, его?

Я фильмы на мониторе смотрю

Я фильмы на мониторе смотрю как есть (ибо лень думать), но вообще как мне кажется правильный метод какой-то такой

1) Ставим монитор в позу "кино" (через меню) и делаем только профайлинг, без загрузки кривых в монитор. Профиль сохраняем - если вдруг будет ICC-aware плейер
2) Профилируем-калибруем монитор под препресс, настройки ему запишутся в пресет "User" (на NEC-ах, как я понимаю, отдельный User на каждый вход)

3) при просмотре кино кнопками через меню переключаем пресеты.

переделал на sRGB

Посмотрел на старые профили этого монитора, посмотрел на новый - охват-то дохленький, не то что у 2690-го старшего брата. До sRGB не дотягивает даже :(

Потому по новой пошёл: выбрал D65 130 cdm2 *sRGB* Kmin нейтральный - однако, стало гораздо лучше: и черная точка села на 0.50 cdm2, и градиент в шопе не такой синий, но всё равно, гад, зеленцой отдаёт :( Теперь уже во всей левой половине (тени), но чууууууть-чуть зеленовато.

Может быть, попробую перепрофилировать отдельно не SV, а гретагом, как думаете, стоит ли?

pm5 лучше

Перепрофилировал в pm5 - зеленца ушла, красота! Как удобно с линейной калибровкой, супер.
А профиль-то новый получился в итоге ПОЛНОСТЬЮ идентичный по охвату последнему, что я с помощью гретага делал с "софтово-LUTовой" калибровкой, кстати.

Ещё раз всем спасибо, буду втыкать дальше и копить на 30" нец с расширенным охватом, или что там будет к тому моменту, как заработаю :)

Говорят, ходят слухи, что свернут производство IPS-ов всяких, и *VA тоже, останутся только продвинутые TN-ы ибо "пипл хавает" и "кризис на дворе". Мндя. Где слух взяли, не знаю - коллега по работе где-то вычитал.

Увы, там ничего лучше не

Увы, там ничего лучше не стало. Цветовые профили не используются при отображении рабочего стола, окошек и иконок на нём. Некоторые инструменты, вроде встроенного просмотрщика изображений, вроде, пытается использовать цветовой менеджмент, но криво. Из браузеров прекрасно поддерживает профили Огнелис. Там я использую для этого специальный плагин.

Огнелис

----------
Из браузеров прекрасно поддерживает профили Огнелис.

Да, действительно, поддерживает, спасибо.

Аппаратная калибровка

Объясните, пожалуйста, схему управления цветом при аппаратной калибровке монитора. Или скажите, где можно почитать об этом.

Проблема в том, что пока мы характеризуем цветопередачу монитора icc профилем, все очевидно. Т. е. у операционной системы есть профиль монитора, и она его предявляет всем программам, которые способны им пользоваться. Но если я откалибрую монитор аппаратно и загружу профиль в него, то откуда операционная система будет знать характеристики монитора? И, соответственно, как в этом случае программы могут правильно показывать изображения?

Ну так мы аппаратно калибруем

Ну так мы аппаратно калибруем (линеаризуем) монитор и, той же программой, строим его описание (уже калиброваного), которое и отдаем операционной системе.

2 монитора и фотошоп

Возник вопрос - который из двух профилей подхватит и будет использовать фотошоп?
1) Тот, что для основного монитора системы
2) Соответствующий монитору, с которого запущен фотошоп
3) Соответствующий монитору, на котором находится рабочее окно (ACR или окно с изображением)?

Мне сдается, что отрисовка

Мне сдается, что отрисовка происходит правильно даже для окон, которые сразу на двух мониторах.

Во всяком случае, я сейчас сделал градиент от красного к синему, сдуплицировал и дубль немножко высунул на другой монитор. В процессе высовывания - цвет один, как только окно отпускаешь - высунутая часть блекнет, а невысунутая - остается как есть.

Автоматически используется

Автоматически используется профиль монитора, на котором изображение (или его часть) выводится.

Работа с 2 компьютерами

А вот такой неописанный в статье случай. Имеем PA271w cо встроенным KVM свитчом и несколькими входами (DVI +DP). Есть желание в основное время использовать его со стационаром через DVI-D, а иногда подключать ноут через DP. Я правильно понимаю, что необходимо и достаточно аппаратно откалибровать его на стационаре, а на лаптопе - только программно, причем как NEC требует для Mac OS и расширенного охвата - монитор должен быть основным дисплеем ? Или есть ещё нюансы?
Поисковики и мануалы спрашивал , но видимо гугл-кунгфу ещё недостаточного уровня .
Спасибо.

У меня NEC3090 со "встроенным

У меня NEC3090 со "встроенным свитчом" (два DVI-входа). У меня сложилось впечатление, что калибровочные таблицы внутри - разные. Но проверял я это очень давно, мог и напутать. Проверить же нетрудно - записать в LUT инвертированную таблицу и все будет видно.