Спот-метр, перечитывая Адамса в обратном порядке

Собственно, какова связь экспозиции и конверторов raw? Иначе говоря, с чего бы на этом форуме говорить об экспозиции?

Причин две. Во-первых, мы бы хотели, чтобы на этом форуме обсуждались различные вопросы фотографии. Во-вторых, качество и трудоёмкость конверсии raw очень сильно зависит от того, насколько точна изначально сама экспозиция.

Начнём с того определения, которе Адамс дал своим зонам. Зоны различаются на 1 шаг экспозиции (1 eV), граница зоны - примерно на 1/2 eV от её середины (Зона 0 имеет ширину 'вверх' - в сторону больших экспозиций - всего в 1/2 eV, а 'вниз' - в сторону меньших экспозиций - продолжается до бесконечности; Зона X имеет ширину 'вниз' в 1/2 eV, а 'вверх' продолжается до бесконечности). Адамс описывает зоны следующим образом.


Зона 0 - Чёрный, текстуры и детали отсутствуют.

Зона I - Скорее чёрный, чем серый; градации едва различимы, детали отсутствуют .

Зона II - Очень плотный серый, достаточно близкий к чёрному, градации различимы, детали - практически нет.

Зона III - Очень важная зона, плотный серый, хорошо передающий текстуры и видимые детали. В эту зону, например, попадает фактурная тёмная кора на теневой стороне дерева. Именно в эту зону обычно и помещают детали в тенях. Её можно считать началом диапазона детализации изображения.

Зона IV - тёмный и средне-тёмный серый; например - тёмная зелёная листва, тень на лицах европейцев. Детали здесь хорошо выражены.

Зона V - Опорная точка спот-метра (это несколько не так сейчас, в качестве опорной точки калибровки в современных приборах и камерах берётся 12-14%, часто - в соответствии с новым стандартом это 12.7% = 18% / SQRT(2), то есть разница составляет 1/2 eV и вводится для лучшего сохранения светов от вылета). Эту зону называют средним серым, именно для неё создана Kodak 18% Gray Card. Примером яркости для этой зоны является чистое голубое северное небо. Зона характеризуется наибольшей различимостью деталей.

Зона VI - Богатый тональными переходами средне-светлый серый. Характерный пример - хорошо освещённая кожа европейца, снег в полутени в солнечный день. Зона хорошо передаёт тонкие детали.

Зона VII - Яркий, лёгкий серый - состарившаяся под открытым гнебом белая краска, седые волосы. Последняя зона, в которой детали передаются хорошо.

Зона VIII - Очень лёгкий серый, например, блики на очень светлой коже; текстура снега на солнце. Тональные градации в этой зоне ещё присутствуют; однако зона содержит уже лишь незначительные следы текстуры, детали же - неразличимы.

Зона IX - Практически белый; для того, чтобы убедиться в наличии тона, приходится сравнивать с белым. Присутствуют лишь следы градации тона. Детали неразличимы, текстуры теряют непрерывность и не воспринимаются.

Зона X - Тон отсутствует, зона представлена просто бумажной основой. В неё попадают острые блики - например, солнце, отражённое от хромированного бампера, светящиеся на солнце капли воды.

Ключ не обязательно физически расположен в начале записи. Если начать читать определения каждой из зон с конца, можно увидеть, что они заканчиваются определением степени детализации. Зон, содержащих различимые детали, Адамс выделяет всего 5 - с III по VII. Изучая фотографируемую сцену, можно решить, какая именно её часть должна содержать превосходную детализацию и насколько яркой должна быть эта часть. Выбор по яркости на самом деле ограничен всего 3 зонами - с IV по VI. Если Ваш спот-метр всё по умолчанию помещает в зону IV, остаётся решить, на сколько скомпенсировать его показания для конкретной сцены - на 1 eV или на 2.

Андрей Твердохлеб - автор RAW-процессора RPP ( Mac-only, http://www.raw-photo-processor.com/RPP/Overview.html ) предложил добавить следующее: "Метод работает одинаково вне зависимости от диапазона камеры, но в камерах с небольшим диапазоном IV зона уже может шуметь и это надо учитывать."

Publication type: 

Comments

Здесь, очевидно, опечатка

Если Ваш спот-метр всё по умолчанию помещает в зону IV, остаётся решить, на сколько скомпенсировать его показания для конкретной сцены - на 1 eV или на 2.

А выше говорится о том, что Зона V - Опорная точка спот-метра, стало быть спотметр должен помещать всё в пятую зону, а не в четвертую.

Прочтите, пожалуйста,

Прочтите, пожалуйста, комментарий к Зоне V. Современные спот-метры помещают опорную экспозицию на границу зон IV и V, или вообще в зону IV. Обычно каждый спот-метр просто проверяется на этот предмет.
--
Илья

Мне почему-то казалось, что у

Мне почему-то казалось, что у Адамса было 7 зон. И это было понятно - у бумаги как раз контраст порядка 7 стопов. Как туда 10 зон ложатся - не понимаю.

Зоны вводятся по реальной

Зоны вводятся по реальной сцене, не по отпечатку. Изначальная попытка корректного объяснения экспозиции через LV и абсолютные яркости оказалась неприемлемой для студентов Школы Искусств в LA, где Арчер читал лекции в 1937-1940гг. Тогда, после консультаций со специалистами Кодака, Арчер предложил и опубликовал в журнале U.S. Camera прототип зональной системы, где вместо вместо 36 ступеней абсолютной шкалы LV ввел относительные единицы, исходя из реального диапазона восприятия сцены. Система была ориентирована в первую очередь на съёмку на открытом воздухе, днём; то есть на пейзаж и портрет в пейзаже. Адамс увидел в этой классификации практический смысл и подключился к разработке, предложив усовершенствовать систему. Трудно точно сказать, кто из соавторов что именно предложил, но можно предположить, что вклад Адамса заключался и в системе сдвига проявкой, и в создании языка описания системы, и в определении места системы как инструмента.

Перевод зон в 8бит

Я правильно понимаю что для перевода зон яркостей в числовой диапазон 0-255, сначала берём за точку чёрного = 255(негатив) и делим на 2 в степени n =0-10, получаем ряд чисел и затем делаем инверсию. в итоге у меня получилось

   0   0     
   I  64    
  II 128   
 III 191   
  IV 222   
   V 239 - средний серый 18%
  VI 247   
 VII 251   
VIII 253   
  IX 254.5 
   X 254.75

Я не ошибся?

Да, предполагая что у нас

Да, предполагая что у нас негатив и линейная зависимость яркости "от числа" (как в цифровых камерах), вы, на глазок, правы. Другой вопрос, что 8-битные данные (0-255) обычно не бывают линейные, слишком уж мало тогда достанется теням (на негативе - светам). А для гамма-корректированных данных нужно не забыть извлечь корень соответствующей степени.

А как выглядит формула

А как выглядит формула перевода Зон Адамса в уровни sRGB?

Например есть некая фотография и мы хотим что бы она максимально достоверно передавала объект съёмки, соответственно надо уместить все объекты в свои зоны, для этого нужны примерное сопоставление зон Адамса и уровней sRGB. На практике это конечно не нужно, но для объяснения новичкам что такое экспозиция это будет очень полезно, тем более что есть некоторые нездоровые личности на форумах которые доказывают что экспозиция выставлена не правильно если например небо на фоне пересвеченно, дляних это было бы тоже полезно :)))

А вот же ж прямо на этом

А вот же ж прямо на этом сайте есть табличка: http://www.libraw.su/node/45 Она, правда, не в sRGB (там формула пересчета сложная), а в просто RGB gamma 2.2, но разница невелика.

Там был глючок - табличку

Там был глючок - табличку было видно в аттачах, но не в тексте, я исправил когда вам отвечал. Проблемы апгрейда движка.