В предыдущей статье на эту тему мы изучали, какой реальной экспозиции (в терминах RAW) соответствует замер экспонометром по "среднесерому". В том же тексте было высказано предположение, что при более теплом свете картина заметным образом изменится, пришло время это проверить.
Как и предыдущий текст, данная статья предназначена для RAW-фотографов, если вы снимаете в JPEG, то ваша камера уже подумала за вас и исправить что-либо сложно.Методика эксперимента
Методика эксперимента практически не отличается от использованной в предыдущем исследовании, единственное значимое отличие заключается в освещении: серая карта освещалась обычной лампой накаливания (настольной лампой) мощностью 100 ватт. Лампа располагалась рядом с фотоаппаратом, чтобы максимально равномерно осветить снимаемый объект (серую карту).
Цветовая температура источника света "измерялась" Adobe Camera RAW 5.2 путем установки баланса белого по центру кадра, с точки зрения этого "измерительного прибора" ЦТ составляет 2500K.
Использовался точечный замер по центру кадра, таким образом результаты следует сравнивать с первым графиком из предыдущей статьи.
Результаты
Результаты эксперимента выражены в виде "headroom": количестве стопов между отображением серой карты (экспонированной по экспонометру) и точкой насыщения сенсора камеры и показаны на графике, на котором мы видим следующее:
- Эффективная чувствительность красного и зеленого каналов практически сравнялась, разница в пределах 0.3 eV. Этот эффект, собственно, и ожидался при данном освещении (и факт выравнивания чувствительностей объясняет, почему на большинстве цифровых камер такой разбаланс чувствительностей красный-зеленый при дневном свете).
- Эффективная чувствительность синего канала при данном освещении на 1.7 стопа ниже, чем у зеленого канала. Соответственно, этот канал будет наиболее шумным при заданном уровне экспозиции.
- Запас в светах по зеленому каналу около 4eV, что примерно на 0.3eV больше, чем для случая дневного света.
Фотографические следствия
- Освещение лампами накаливания почти автоматически подразумевает невысокий контраст. Если в кадре нет источников света, то между полутонами и светами (не считая бликов) будет около 2-2.5eV. В то же время, экспонометр камеры оставляет запас около 4eV. Таким образом, можно смело замерять по среднему тону и делать экспокоррекцию +1.5 — +2 стопа не опасаясь "выбитых" светов (опять же, кроме бликов, которым и следует быть выбитыми).
- Недостаток чувствительности в синем канале означает, что данный канал будет усилен (вместе со всеми шумами) на этапе наложения баланса белого. Этот канал является дополнительным к цвету лица, как следствие любой шум в нем на оных лицах скажется очень плохо. Если же мы еще и недодерживаем на два стопа (см. предыдущий пункт), то шума будет еще вчетверо больше (ибо мы должны усилить вчетверо сильнее), что еще более усугубит проблему на лицах.
- Если света достаточно (понятно, что света ламп накаливания достаточно не бывает, но при съемке неподвижных предметов можно сделать выдержку побольше), то синий фильтр довольно большой плотности (ослабляющий красный-зеленый каналы на 1.5-2 стопа) будет воздействовать необычайно благотворно.
Comments
в смысле фильтр 80A/B/C?
в смысле фильтр 80A/B/C?
Надо смотреть на спектры, под
Надо смотреть на спектры, под рукой нету, корректирующие температуру обычно с довольно широким спектром, а нам надо пик в синем.
Скорее CC40B (в Кодаковской номенклатуре)
Ну вот по B+W-шному каталогу
Ну вот по B+W-шному каталогу фильтров получается, что скорее все-таки 30-40B, чем их же KB12 (80B) (смотрю на спектры пропускания)
понял это интересно как
понял
это интересно как раз
вот такие по типу?
http://www.bpluswfilters.co.uk/pictures/ccBlue_1.jpg?rnd=0.6230760874424336
Ну да, именно. Я ровно эти
Ну да, именно. Я ровно эти картинки и смотрел (но в PDF-ном каталоге).
С другой стороны, если света хватает, можно ведь и чувствительность поменьше поставить, тоже будет благотворно.