Canon 5D Mark II: экспонометрия и запас в светах при свете ламп накаливания

В предыдущей статье на эту тему мы изучали, какой реальной экспозиции (в терминах RAW) соответствует замер экспонометром по "среднесерому". В том же тексте было высказано предположение, что при более теплом свете картина заметным образом изменится, пришло время это проверить.

Как и предыдущий текст, данная статья предназначена для RAW-фотографов, если вы снимаете в JPEG, то ваша камера уже подумала за вас и исправить что-либо сложно.

Методика эксперимента

Методика эксперимента практически не отличается от использованной в предыдущем исследовании, единственное значимое отличие заключается в освещении: серая карта освещалась обычной лампой накаливания (настольной лампой) мощностью 100 ватт. Лампа располагалась рядом с фотоаппаратом, чтобы максимально равномерно осветить снимаемый объект (серую карту).

Цветовая температура источника света "измерялась" Adobe Camera RAW 5.2 путем установки баланса белого по центру кадра, с точки зрения этого "измерительного прибора" ЦТ составляет 2500K.

Использовался точечный замер по центру кадра, таким образом результаты следует сравнивать с первым графиком из предыдущей статьи.

Результаты

Результаты эксперимента выражены в виде "headroom": количестве стопов между отображением серой карты (экспонированной по экспонометру) и точкой насыщения сенсора камеры и показаны на графике, на котором мы видим следующее:

  • Эффективная чувствительность красного и зеленого каналов практически сравнялась, разница в пределах 0.3 eV. Этот эффект, собственно, и ожидался при данном освещении (и факт выравнивания чувствительностей объясняет, почему на большинстве цифровых камер такой разбаланс чувствительностей красный-зеленый при дневном свете).
  • Эффективная чувствительность синего канала при данном освещении на 1.7 стопа ниже, чем у зеленого канала. Соответственно, этот канал будет наиболее шумным при заданном уровне экспозиции.
  • Запас в светах по зеленому каналу около 4eV, что примерно на 0.3eV больше, чем для случая дневного света.

Фотографические следствия

  1. Освещение лампами накаливания почти автоматически подразумевает невысокий контраст. Если в кадре нет источников света, то между полутонами и светами (не считая бликов) будет около 2-2.5eV. В то же время, экспонометр камеры оставляет запас около 4eV. Таким образом, можно смело замерять по среднему тону и делать экспокоррекцию +1.5 — +2 стопа не опасаясь "выбитых" светов (опять же, кроме бликов, которым и следует быть выбитыми).
  2. Недостаток чувствительности в синем канале означает, что данный канал будет усилен (вместе со всеми шумами) на этапе наложения баланса белого. Этот канал является дополнительным к цвету лица, как следствие любой шум в нем на оных лицах скажется очень плохо. Если же мы еще и недодерживаем на два стопа (см. предыдущий пункт), то шума будет еще вчетверо больше (ибо мы должны усилить вчетверо сильнее), что еще более усугубит проблему на лицах.
  3. Если света достаточно (понятно, что света ламп накаливания достаточно не бывает, но при съемке неподвижных предметов можно сделать выдержку побольше), то синий фильтр довольно большой плотности (ослабляющий красный-зеленый каналы на 1.5-2 стопа) будет воздействовать необычайно благотворно.

Comments

Надо смотреть на спектры, под

Надо смотреть на спектры, под рукой нету, корректирующие температуру обычно с довольно широким спектром, а нам надо пик в синем.

Скорее CC40B (в Кодаковской номенклатуре)

Ну вот по B+W-шному каталогу

Ну вот по B+W-шному каталогу фильтров получается, что скорее все-таки 30-40B, чем их же KB12 (80B) (смотрю на спектры пропускания)

Ну да, именно. Я ровно эти

Ну да, именно. Я ровно эти картинки и смотрел (но в PDF-ном каталоге).

С другой стороны, если света хватает, можно ведь и чувствительность поменьше поставить, тоже будет благотворно.