В фотографической среде сложилось понимание шкалы экспозиций как симметричной. Это идет еще от Адамса: есть 5-я зона посередине, от нее отсчитываются 5 зон "вверх" и столько же вниз, причем "верх" и "низ" симметричны: есть по две зоны в каждую сторону с деталями, потом еще по одной со следами текстур, потом еще по одной с градациями и еще по одной совсем слепой. Каждому переходу между зонами соответствует изменение яркости в два раза (или на "один стоп").
Фотографическая "зонная" шкала не является зрительно (перцептуально) равномерной.
Если взять в качестве примера шкалу Kodak Q13 (рисунок слева, верхняя шкала), где
шаг между соседними клетками составляет 1/3 стопа, то мы прекрасно видим, что
в светах такой шаг кажется визуально большим, а в тенях - визуально маленьким.
Шкала Q-13 охватывает зоны с первой по 7-ю, самые яркие света ей не передаются
(и ниже мы увидим, что они и не могут быть переданы равномерной шкалой).
Новые комментарии