May 2008

Не свет, но покой...

Как было показано ранее, лобовое (без анализа сцены) применение экспозиции вправо (ETTR) зачастую приводит к серьёзной недодержке снимков, которая в свою очередь вызывает потерю деталей, шум и артефакты.

Шкалы линейные и линейные

В обсуждении прошлой статьи проскочило, что понятие линейности не столь очевидно, как об этом принято думать. Действительно, довольно часто случается, говоря про линейность забывают уточнить систему координат, в которой данная линейность наблюдается.

На рисунке справа изображены 4 "линейные" шкалы, покрывающие один и тот же диапазон яркостей (от L=100 до L=11 по шкале L) с проставленными на них метками от шкалы Kodak Q13. Наибольший интерес у фотографов должно вызывать положение метки M, отвечающей полутонам. Метки A и B отвечают светам и теням (с градациями) типичного отпечатка.

Как из 2.5 стопов сделать 5 и какова будет цена

В фотографической среде сложилось понимание шкалы экспозиций как симметричной. Это идет еще от Адамса: есть 5-я зона посередине, от нее отсчитываются 5 зон "вверх" и столько же вниз, причем "верх" и "низ" симметричны: есть по две зоны в каждую сторону с деталями, потом еще по одной со следами текстур, потом еще по одной с градациями и еще по одной совсем слепой. Каждому переходу между зонами соответствует изменение яркости в два раза (или на "один стоп").

Фотографическая "зонная" шкала не является зрительно (перцептуально) равномерной. Если взять в качестве примера шкалу Kodak Q13 (рисунок слева, верхняя шкала), где шаг между соседними клетками составляет 1/3 стопа, то мы прекрасно видим, что в светах такой шаг кажется визуально большим, а в тенях - визуально маленьким. Шкала Q-13 охватывает зоны с первой по 7-ю, самые яркие света ей не передаются (и ниже мы увидим, что они и не могут быть переданы равномерной шкалой).

Применение Magenta-фильтра при съемке на цифровую камеру при дневном свете

В предыдущей статье и в ряде обсуждений на форумах была обещана демонстрация пользы применения Magenta-фильтра, который компенсирует разбаланс чувствительностей цветовых каналов цифровых камер. Обещания следует выполнять, тем более, что при наличии обсуждаемого фильтра сделать такую демонстрацию можно очень быстро, нужно только дождаться солнечного света.

О шумах в каналах и о RAW-конверторах

Как мы вскользь обратили внимание в прошлой статье, разница в чувствительности между цветовыми каналами цифровой камеры приводит к разной поканальной "проработке" и, как следствие, к разному уровню шума в каналах. Вторым фактором, влияющим на разный уровень шума, является бОльшее количество зеленых пикселов в байеровской матрице - это позволяет уменьшить шум в зеленом примерно в 1.4 раза и еще более усиливает вышеуказанный разбаланс по шумам.

Зоны Адамса в цифрах и буквах

Вопрос о правильной стратегии экспозиции применительно к цифровым фотоаппаратам по сути вызывает огромное острых споров, подобных известным дискуссиям между остроконечниками и тупоконечниками . Одни проповедуют систему экспозиции на основе ETTR (exposure to the right), которую интерпретируют как призыв прижимать гистограмму вправо, не допуская при этом ни малейшего вылета светов (см. оригиниальную статью http://www.luminous-landscape.com/tutorials/expose-right.shtml, где прямо сказано: The simple lesson to be learned from this is to bias your exposures so that the histogram is snugged up to the right, but not to the point that the highlights are blown ). Другие же призывают экспонировать по объекту , т.е. выбирать экспозицию так, чтобы был правильно экспонирован главный или типичный объект сцены. Однако с той или с другой стороны, но яйцо все-таки должно быть разбито. С технической точки зрения вопрос сводится к следующему где поместить света, которые на снимке должны иметь следы текстуры (например, снег)?

Новый раздел: Статьи

До сего момента, авторы этого сайта предпочитали малые формы творчества: записки в блогах, короткие посты в форумах и ньюсах.

Многие из написанных ранее (и запланированных) текстов заслуживают того, чтобы быть собранными в одном месте.

Это место: раздел "Статьи" на этом сайте.

Мы будем рады видеть у себя и других авторов, пишущих на близкие нам темы.

Баланс белого у цифровых камер: проблемы и проблемы

Современные цифровые камеры дали фотографу прекрасные средства мгновенной послекадровой диагностики:

  • Снятый кадр можно посмотреть на экранчике камеры.
  • Камера любезно покажет гистограмму (яркостную, а для большинства хороших современных камер - и поканальную).
  • Не менее любезно будут подсвечены переэкспонированные и недоэкспонированные участки.

Принято считать, что эти диагностические средства - хорошие и действительно позволяют оценить ошибку экспозиции, пересвет, недосвет и прочие проблемы.

На самом деле, это конечно все не так:

Спот-метр, перечитывая Адамса в обратном порядке

Собственно, какова связь экспозиции и конверторов raw? Иначе говоря, с чего бы на этом форуме говорить об экспозиции?

Причин две. Во-первых, мы бы хотели, чтобы на этом форуме обсуждались различные вопросы фотографии. Во-вторых, качество и трудоёмкость конверсии raw очень сильно зависит от того, насколько точна изначально сама экспозиция.

Publication type: 

LibRaw 0.5.3

Dave Coffin выпустил dcraw 1.403:

  • поправлена ситуация, когда объявленный размер JPEG thumbnail больше, чем реально под него отведено места (касается только файлов Foveon с JPEG-preview).
  • для 12-битных ljpeg у распакованого значения явно обнуляются все биты кроме 12-ти перед curve lookup.

Все эти изменения вошли в LibRaw 0.5.3

Спот-метр, перечитывая Адамса в обратном порядке (перенесено в статьи)

Не спросив разрешения у автора (спрошу, как только время по обе стороны шарика станет приемлемым для разговора), я позволил себе перенести этот текст в раздел Статьи, чтобы он попал в RSS-потоки.

Новая ссылка: Спот-метр, перечитывая Адамса в обратном порядке

Форумы: