Зоны Адамса в цифрах и буквах

Вопрос о правильной стратегии экспозиции применительно к цифровым фотоаппаратам по сути вызывает огромное острых споров, подобных известным дискуссиям между остроконечниками и тупоконечниками . Одни проповедуют систему экспозиции на основе ETTR (exposure to the right), которую интерпретируют как призыв прижимать гистограмму вправо, не допуская при этом ни малейшего вылета светов (см. оригиниальную статью http://www.luminous-landscape.com/tutorials/expose-right.shtml, где прямо сказано: The simple lesson to be learned from this is to bias your exposures so that the histogram is snugged up to the right, but not to the point that the highlights are blown ). Другие же призывают экспонировать по объекту , т.е. выбирать экспозицию так, чтобы был правильно экспонирован главный или типичный объект сцены. Однако с той или с другой стороны, но яйцо все-таки должно быть разбито. С технической точки зрения вопрос сводится к следующему где поместить света, которые на снимке должны иметь следы текстуры (например, снег)?

Крайних вариантов решения этой проблемы, по существу, два: их можно поместить вплотную к правому краю гистограммы или на пару ступеней ниже, т.е. левее.

В приводимой слева таблице сравниваются две техники экспозиции: экспозиция по объекту и экспозиция по гистограмме (ETTR). Сравнение проводится для базовой установки чувствительности (ISO) камеры и для полностью экспонированных каналов (в большинстве случаев единственно полностью экспонированным каналом является зелёный). Пока мы не принимаем во внимание баланс белого. Кам легко можно видеть, экспозиция вправо оборачивается существенной на 2,5 eV недодержкой средних тонов: вместо предписанного значения RGB, равного 117-ти для 5-й зоны, мы получаем лишь 53. Тем самым центральная 5-я зона оказывается помещённой в область глубоких полутеней между зонами 3 и 2. При технике экспозиции, направленной на сохранение светов, мы, по существу, устанавливаем на спотметре компенсацию экспозиции, равную -2,5 ступеням. Разумеется, в этом случае и контраст и распределение плотностей при использовании стандартных кривых в конвертере будут совершенно неверными. К сожалению, на сегодня ни один из распространённых конвертеров не имеет специального режима конвертации, сильно сжимающего света и поднимающего тени до уровня полутонов. Кроме того, те конвертеры, которые позволяют манипуляции над raw-данными с помощью кривых, делают это с помощью так называемой композитной кривой (то есть кривой по сгенерированному на лету псевдо-яркостному каналу или просто одинаковой кривой для всех каналов), что приводит к серьёзным цветовым сдвигам в изображении. Не удивительно, что в ряде случаев фотографы, экспонировав сцену так, чтобы сохранить света, затем, на этапе raw-конвертации, убивают эти света, вводя движком экспокоррекции положительную компенсацию. Разумным выходом из этой ситуации является использование для тон-компенсации не канальных кривых и не движка экспокоррекции , а манипуляций над каналом L в пространстве Lab/LCH/Luv или подобном, имеющем отдельный и честный яркостный канал. В этом случае можног гарантировать отсутствие цветовых сдвигов и сохранение светов. Однако поднятые на 2-3 стопа из теней средние тона всё равно могут иметь неприемлемый уровень шума. Особенно заметным этот шум будет, если чувствительность на камере была выставлена выше базовой и/или источником света были лампы накаливания.

Экспозиция по объекту предполагает, что от показаний спотметра до предельно воспроизводимых светов имеется чуть менее 3-х ступеней вместо почти 5-ти ступеней для случая ETTR. Однако значения в тенях довольно высоки; тени имеют существенно более низкий уровень шума и более высокую детализацию по сравнению с ETTR. Можно сказать, что по сравнению с ETTR мы имеем перераспределение динамического диапазона в пользу хорошей детализации в средних тонах и низкого уровня шума в тенях несколько жертвуя при этом крайними значениями светов, к деталям в которых человеческий глаз всё равно невосприимчив, а необходимые тональные градации легко восстанавливаются с помощью ретуши, существенно менее трудоёмкой, чем шумоподавление в тенях и средних тонах. Отметим здесь же, что недодержка средних тонов сильно осложняет и процедуры sharpen.

Рассмотрим теперь вкратце влияние баланса белого на эту ситуацию. Для того, чтобы учесть баланс белого, достаточно разделить линейные значения RGB на коэффициенты баланса белого. Тогда становится очевидно, что техника ETTR ещё менее привлекательна, чем это могло показаться вначале. Для типичной камеры и сцены, освещённой дневным светом, красный и синий каналы дополнительно недодержаны на пол-стопа и более; для искусственного света недодержка в синем канале может превышать две ступени. Совсем не удивительно, что при использовании техники экспозиции вправо ETTR для большинства камер уровень шумов в средних тонах, приведённых к стандартному значению 117 во время конвертации raw или при post-processing, результирующее изображение будет страдать отсутствием деталей, окажется непригодным для sharpen и будет содержать недопустимый уровень шумов там, где они заметнее всего. Альтернативным решением является оставить средние тона в низких значениях или лишь незначительно их приподнять. В этом случае изображение будет вялым и выглядеть недодержанным.

В случае же экспозиции по объекту недодержка в каналах позволяет частично восстановить света при конвертации. При дневном освещении здесь можно рассчитывать на полное восстановление как минимум зоны 8.

Что же происходит с изображением при установке в камере чувствительности, превышающей базовую? Чувствительность поднимают тогда, когда не хватает света. Подъём чувствительности на одну ступень по сути призван скомпенсировать попадание в два раза меньшего числа фотонов на сенсор. Это эквивалентно делению линейных значений RGB в таблице на коэффициент, равный 2 или чуть меньше (точное значение зависит от реализации в камере аналоговой части). Соответственно, усиливается шум и снижается уровень детализации. Чем выше установка чувствительности, тем более важной с точки зрения качества изображения становится точная экспозиция главного объекта съёмки.

Разумеется, для значительного числа сцен объекты, имеющие яркости, характерные для верхней части зоны 8, а также зон 9 и 10, практически отсутствуют и эти зоны можно полностью игнорировать. На гистограмме такая ситуация выглядит как полное отсутствие информации справа или тонкая линия, прижатая к горизонтальной оси гистограммы и перемежаемая точками. В случае, если эти мелкие брызги игнорируются при использовании ETTR, результаты для обоих методов экспозиции совпадают.

Интересным исключение является камера Fuji S5. Сенсор этой камеры представляет собой сдвоенную структуру, причём чувствительность основного сенсора отличается от чувствительности вспомогательного сенсора почти на 3,5 стопа. Поэтому при экспозиции по зоне 5 вспомогательный сенсор оказывается экспонированным между зонами 8 и 9. Таким образом, экспонируя по объекту , с помощью сдвоенной структуры удаётся перекрыть весь диапазон не только на базовом значении чувствительности камеры, но даже и на одну ступень выше. Разумеется, для нормального распределения тонов в результирующем снимке требуется специальная тоновая кривая.

Для разработчиков raw-конвертеров одной из возможных стратегий управления тональными кривыми является слайдер 5-й зоны, установка которого балансирует принятое при экспозиции решение о сдвиге этой зоны в сторону светов или теней. По существу этот слайдер является всего лишь одним из параметров, управляющих формой тональной кривой. Экспериментально установлено, что достаточным диапазоном этого слайдера является диапазон от -5 .. +5 eV. В качестве начального значения для слайдера зачастую оказывается удобным принять значение экспокоррекции, установленное на камере при съёмке и записанное в raw-файл. Вторым удобным слайдером, управляющим формой корректирующей кривой, является слайдер, устанавливающий желаемый динамический диапазон результирующего изображения.